
Кто такие иностранцы и какие существуют основания для выдворения?
Согласно международному праву в понятие населения любого государства входят: а) граждане данного государства (основной состав населения); б) иностранные граждане; в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды); г) лица, не имеющие гражданства (апатриды); д) беженцы[1]. Под населением понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции.
Правовое положение населения любой страны регулируется внутренним законодательством — конституциями, законами о гражданстве и другими нормативными актами государства. Тем не менее, имеется определенная группа вопросов, которые исключительно регулируются на основе международно-правовых норм и принципов, например режим иностранцев, защита национальных меньшинств и коренного населения [1].
В принципе все население государства находится под его юрисдикцией.
В статье 12 Конституции Республики Казахстан установлено «иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами». При этом Конституцией гарантированы права каждого, кто законно находится на территории Республики Казахстан, свободно передвигаться по её территории и свободно выбирать местожительство, кроме случаев, оговоренных законом.
Статья 2 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» от 19 июня 1995 года № 2337 закрепляет, иностранцами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства, признаются лицами без гражданства [2].
Положения статьи 3 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года № 1017-XII предусматривает, гражданами Республики Казахстан являются лица, которые:
— постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления в силу настоящего Закона;
— родились на территории Республики Казахстан и не состоят в гражданстве иностранного государства;
— приобрели гражданство Республики Казахстан в соответствии с настоящим Законом.
За гражданином Республики Казахстан не признается гражданство другого государства [3].
Постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие на то разрешение и документ на право постоянного проживания в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Обязательным условием предоставления разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан является подтверждение лицом, претендующим на получение такого разрешения, за исключением этнических казахов прибывших в регионы, определенные Правительством Казахстана для расселения оралманов (кандасов), лиц, родившихся или ранее состоявших в гражданстве Республики Казахстан или Казахской Советской Социалистической Республики, и членов их семей, своей платежеспособности в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан [4].
Как известно, выдворить гражданина Республики Казахстан с территории Республики Казахстан невозможно[2], однако такое положение может быть применено к иностранцам и лицам без гражданства, не имеющее юридическое отношение к Казахстану либо напротив прямо имеющим, однако срок их пребывания нарушен или попросту не продлен надлежащим образом. Заявление о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан за нарушение законодательства Республики Казахстан подается органами внутренних дел в суд по месту пребывания и (или) регистрации иностранца или лица без гражданства.
Согласно статье 34 Кодекса РК об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (далее — КоАП) находящиеся на территории Республики Казахстан иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Казахстана [5].
Положение части 1 статьи 51 КоАП регулирует, что административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства применяется судьей как мера административного взыскания в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Особенной частью настоящего Кодекса. Положения настоящей части не распространяются на случаи выдворения иностранцев или лиц без гражданства, осуществляемого в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан.
Основаниями применения меры выдворения закреплены в Нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан «О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан» от 13 декабря 2013 года № 4, включающие в себя:
- осуществление иностранцами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами и международными организациями деятельности, препятствующей и (или) способствующей выдвижению и избранию кандидатов, политических партий, выдвинувших партийный список, достижению определенного результата на выборах (статья 109 КоАП);
- приставание в общественных местах (часть третья статьи 449 КоАП);
- нарушение законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях (часть третья статьи 490 КоАП);
- представление заведомо ложных сведений в государственные органы Республики Казахстан при получении документов, удостоверяющих личность, либо при подаче заявления для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан или о приеме в гражданство Республики Казахстан либо восстановлении в гражданстве Республики Казахстан (часть вторая статьи 495 КоАП);
- нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан (часть вторая статьи 513 КоАП);
- нарушение режима Государственной границы Республики Казахстан (часть вторая статьи 514 КоАП);
- нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения (статья 517 КоАП);
- неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Республики Казахстан (часть вторая статьи 516 КоАП) [6].
В дополнение к вышеприведенным основаниям, в статье 28 Закона РК «О правовом положении иностранцев» закрепляются основания, по которым иностранец может быть выдворен также за пределы Республики Казахстан:
— если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
— если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Республики Казахстан и других лиц;
— если он нарушил законодательство Республики Казахстан;
— в случае признания брака недействительным в порядке, установленном законодательными актами, если заключение брака с гражданином Республики Казахстан явилось основанием для оставления его на постоянное место жительства в Республике Казахстан.
— Перечень нарушений законодательства, влекущих выдворение не является исчерпывающим и каждое правонарушение подлежит оценке с точки зрения возможности и необходимости выдворения иностранца.
Дела вышеуказанной категории, рассматриваются не в рамках административного выдворения, а в порядке гражданского судопроизводства, то есть гражданский суд рассматривает иск о выдворении. Таким образом, выдворение иностранцев и лиц без гражданства может применяться в виде административного выдворения, рассматриваемого КоАП, но также выдворение осуществляется в порядке особого производства, предусмотренного Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан. Иными словами, решение суда в порядке гражданского судопроизводства решения о выдворении иностранца из Республики Казахстан призвано обеспечить задачу охраны общественных интересов от правонарушений, а также предупреждение их совершения.
По содержанию административное выдворение и выдворение в порядке гражданского судопроизводства представляют собой принудительное или контролируемое уполномоченными органами самостоятельное перемещение иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан, осуществляемое на основании постановления (решения) суда за совершение административного правонарушения либо нарушения законодательства Республики Казахстан. Административное производство за пределы Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства может применяться в качестве основного или дополнительного административного взыскания, налагаемого в порядке и по основаниям, установленного особенной частью КоАП. При назначении его как дополнительного наказания, административному выдворению предшествует административный арест либо административный штраф.
При рассмотрении заявлений поданных органами внутренних дел о выдворении иностранцев и лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан в порядке гражданского судопроизводства необходимо учитывать, что выдворение возможно только в случае совершения иностранцами иных (других) нарушений, кроме посягательств на режим Государственной границы и порядка пребывания на территории Республики Казахстан (нарушения в сфере миграционного законодательства), за которые они уже привлечены к административной ответственности.
Выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства как вид уголовного наказания представляет собой принудительное удаление иностранца или лица без гражданства с территории данной страны по приговору суда в случае совершения уголовного правонарушения. Данная норма наказания регламентирована статьей 51 Уголовного кодекса Республики Казахстан [7].
Выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства как вид уголовного наказания обладает следующими признаками: принудительность высылки иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан (1); ограничение прав на выбор места жительства и свободу передвижения, что соответственно, влечет материальные и моральные ограничения (2); назначение по приговору суда в случае совершения уголовного правонарушения (3); запрет на въезд виновного лица на территорию страны на пять лет (4).
Таким образом, отличие административного выдворения от выдворения уголовно-правового характера заключается:
— в случае административного выдворения допускается выбор для выдворяемого лица: самостоятельный добровольный выезд выдворяемого лица из Республики Казахстан либо по решению суда выдворение в принудительном порядке; в случае выдворения уголовно-правового характера по Уголовному кодексу оно осуществляется только принудительно;
— административное выдворение в принудительном порядке подлежит исполнению только по решению (постановлению) суда, а формой исполнения выдворения по УК выступает приговор суда.
Имеется ли различие дефиниций депортация от выдворения?
В законодательстве Республике Казахстан отсутствует официальная дефиниция термина «депортация», вместо этого используется понятие «выдворение».
В советском праве, оказавшее влияние на законодательство стран Содружества Независимых Государств, термин «депортация» часто применялся в контексте насильственного переселения целых поселений или народов. В связи с этим, термин «выдворение» выбран для обозначения индивидуального принудительного выдворения иностранцев, во избежание ассоциаций с массовыми депортациями людей.
Термин «выдворение» (административное, гражданское, уголовное выдворение) используется для обозначения меры принудительного исполнения, связанной с удалением иностранца или лица без гражданства за пределы страны связанное, в частности, с нарушением миграционного законодательства.
Использование термина «выдворение» вместо «депортации» также связано с желанием избежать негативных коннотаций, которые иногда связываются с термином «депортация» (как указано выше: массовые депортации в историческом контексте).
Отсутствие термина «депортация» и использование «выдворения» в законодательстве Казахстана связано с национальной правовой традицией, спецификой законодательства и стремлением к четкости в терминологии. При этом суть процедуры (принудительное удаление лица из страны) остается схожей с тем, что в других странах называют депортацией.
Какова процедура обжалования судебных актов о выдворении иностранцев?
Решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан вступает в законную силу со дня принятия и служит основанием для выдворения иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан. В решении указывается срок, в течение которого иностранец или лицо без гражданства должны покинуть территорию Республики Казахстан. Решение суда направляется в органы внутренних дел.
В силу требований статьи 401 ГПК решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан обжалованию и пересмотру по ходатайству прокурора в апелляционном порядке не подлежит, но может быть пересмотрено в кассационном порядке [8].
Возможность такого пересмотра без соблюдения апелляционного порядка обжалования связана с положениями статьи 13 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года, ратифицирован Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года № 91-III, вступил в силу для Республики Казахстан 24 апреля 2006 года)[3].
Имеются особенности при вынесении решения о выдворении иностранца из Республики Казахстан. Так в резолютивной части решения суда указывается право на обжалование судебного акта в кассационном порядке.
Вместе с тем, если суд отказал в удовлетворении заявления о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан, такое решение вступает в силу по правилам статьи 240 ГПК и может быть обжаловано в апелляционном порядке в порядке, предусмотренном статьей 403 ГПК.
Выдворение иностранца должно быть в страну своего гражданства или в любое иное государство по собственному выбору иностранца?
При выдворении иностранца возникает вполне резонный вопрос куда следует выдворять иностранца при нарушении действующего миграционного законодательства? Ответ на данный вопрос прямо содержится в части 1 статьи 60 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» от 22 июля 2011 года № 477-IV, в соответствии с которым: незаконные мигранты подлежат выдворению за пределы Республики Казахстан в государство их происхождения (страну гражданства или постоянного проживания лица без гражданства) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Однако, в силу ч. 2 ст. 18 Закона «О беженцах», в случае отказа лиц, ищущих убежища, и беженцев добровольно покинуть территорию Республики Казахстан принудительное выдворение лиц, ищущих убежище, и беженцев производится уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан и во исполнение вступивших в законную силу решений суда. Запрещается возвращать или выдворять лиц, ищущих убежище, и беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.
О выдворении иностранцев или лиц без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу Республики Казахстан уведомляются власти иностранного государства, на (через) территорию которого указанное лицо выдворяется, если выдворение предусмотрено договором Республики Казахстан с указанным государством. Исполнение постановления об административном выдворении оформляется в виде двухстороннего или одностороннего акта (статья 916 КоАП).
В зависимости от того, какое правонарушение совершено, постановление об административном выдворении из Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства исполняется либо Пограничной службой Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, либо органами внутренних дел (перечень правонарушений закреплен в статье 917 КоАП). Аналогичное требование содержатся в части 5 статьи 24 Уголовно-исполнительный кодекса Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V.
Лицам, ранее выдворенным из Республики Казахстан, запрещается въезд в Республику Казахстан в течение пяти лет со дня вынесения решения о выдворении. Срок пять лет также корреспондирует с нормой части 1 статьи 51 Уголовного кодекса РК.
Когда вступает в силу решение суда о выдворении иностранного гражданина и как осуществляется его исполнение?
Решение суда о выдворении иностранца или лица без гражданства за пределы Республики Казахстан вступает в законную силу со дня его вынесения. Суд в самом решении указывает конкретный срок, в течение которого иностранный гражданин обязан покинуть территорию Республики Казахстан. Данное правило прямо закреплено в части первой статьи 385 ГПК РК и дублируется нормой статьи 829-14 КоАП РК.
Исполнение решения организует Министерство внутренних дел: решение суда направляется в органы внутренних дел для исполнения.
Если иностранец добровольно выезжает в указанный срок, исполнение считается завершенным. Если же он не покинет страну в срок, установленный решением, предусмотрен механизм принудительного выдворения. Согласно статье 28 Закона «О правовом положении иностранцев», если лицо, в отношении которого принято решение о выдворении, не покинет территорию Республики Казахстан в указанный в решении срок, оно подлежит с санкции суда превентивному ограничению свободы передвижения и выдворению в принудительном порядке. Превентивное ограничение свободы передвижения такого лица допускается при этом на срок, необходимый для организации его выдворения за пределы Республики Казахстан, но не более чем на тридцать суток. Содержание такого лица производится в специальном учреждении органов внутренних дел.
Органы внутренних дел, осуществляющие исполнение решения суда о выдворении в принудительном порядке, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Казахстан производят передачу выдворяемого иностранца или лица без гражданства Пограничной службе КНБ Республики Казахстан для официальной передачи иностранца или лица без гражданства представителю власти иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется.
Таким образом, неисполнение требования о добровольном выезде в установленный срок влечет реализацию процедуры принудительного административного выдворения указанного лица за пределы Республики Казахстан.
До исполнения меры в виде выдворения, в отношении иностранного гражданина проводится обязательная дактилоскопическая регистрация (снятие отпечатков пальцев).
С какого момента и как исчисляется срок запрета на въезд в Республику Казахстан после выдворения?
Пятилетний срок отсчитывается со дня исполнения решения суда о выдворении. Практически это означает, что точкой отсчета служит дата, когда иностранный гражданин фактически выехал из Республики Казахстан во исполнение судебного решения.
Например, если решение исполнено (иностранец выехал или был вывезен из Казахстана) 10 июня 2025 года, то запрет на въезд будет действовать до 10 июня 2030 года включительно. Соответственно, по истечении полного пятилетнего срока, исчисляемого со следующего дня после даты фактического исполнения решения о выдворении, иностранное лицо вправе вновь осуществить въезд на территорию Республики Казахстан в порядке, предусмотренном законодательством и международными договорами Республики Казахстан. В зависимости от гражданства, въезд может осуществляться либо на основании визы, либо в рамках безвизового режима.
В любом случае, до истечения срока запрета на въезд, пересечение государственной границы будет пресечено Пограничной службой КНБ РК на основании сведений, содержащихся в автоматизированных информационных системах уполномоченных государственных органов.
При исчислении срока запрета действует общее правило гражданского законодательства: срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Таким образом, пятигодичный запрет охватывает ровно пять полных календарных лет с даты выезда из страны.
Какие правовые последствия влечет выдворение иностранных граждан из Республики Казахстан?
Ключевым правовым последствием выдворения иностранного лица является запрет на повторный въезд в Республику Казахстан. Согласно статье 22 Закона РК «О правовом положении иностранцев», иностранные граждане, ранее выдворенные из Республики Казахстан, возвращенным в порядке реадмиссии, запрещается въезд в Республику Казахстан в течение пяти лет со дня исполнения решения суда о выдворении, выезда в порядке реадмиссии. Этот пятилетний запрет устанавливается автоматически законом и не требует отдельного указания в судебном решении. Все ранее выданные иностранцу разрешительные документы на пребывание (например, визы, РВП, ВНЖ) прекращаются (аннулируются) в связи с выдворением и действовать более не могут.
Примеры применения норм на практике
В соответствии с решением специализированного межрайонного административного суда в города Алматы иностранный гражданин, совершивший нарушение в области миграции населения (пункт 4 статья 517 КоАП), был подвергнут выдворению. Постановление суда вступило в силу немедленно, установив срок для выезда добровольно — 10 суток. Поскольку иностранное лицо страну в этот срок не покинул, органы внутренних дел поместили его в специальный приемник для содержания выдворяемых на 30 суток и организовали принудительное выдворение по истечении этого срока. На границе задержанного передали компетентным органам его государства для возвращения в государство гражданской принадлежности, либо в государство постоянного проживания. В соответствии с законом, данный иностранный гражданин получил запрет на въезд сроком пять лет со дня своего фактического выезда из Казахстана. Лишь по истечении этих пяти лет ему будет разрешено повторно въехать в Республику Казахстан.
Этот пример отражает типичные последствия выдворения. Статья 385 ГПК РК и статья 829-14 КоАП РК гарантируют, что постановления суда о выдворении вступает в законную силу со дня его вынесения, а статья 22 Закона «О правовом положении иностранцев» обеспечивает защиту государственных интересов путем длительного запрета на въезд нарушителя. В совокупности данные нормы позволяют государству эффективно контролировать пребывание иностранных граждан: нарушители выдворяются, лишаясь права на въезд на установленный срок, что служит обеспечению превентивных и одновременно карательных мер.
Какова статистика выдворенных иностранцев из Республики Казахстан?
Исходя из статистических данных Республиканское государственное учреждение «Комитет миграционной службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан» в ответе исх. №ЖТ-2025-00520696 от 28.02.2025 года, сообщает, что за нарушение миграционного законодательства за пределы Республики Казахстан выдворено в рамках:
— административного производства по статье 517 КоАП РК — 31 279 (2021 г. — 3584, 2022 г. — 5935, 2023 г. — 7464, 2024 г. — 13595, 2025 г. — 701) иностранцев,
— 1302 иностранца в порядке Гражданского судопроизводства (2021г. — 356, 2022 г. — 318, 2023 г. — 239, 2024 г. — 385, 2025 г. — 4);
— освобожденных из мест лишения свободы — 285 (2021 г. — 356, 2022 г. — 318, 2023 г. — 239, 2024 г. — 385, февраль 2025 г. — 4).
Список использованной литературы:
1. Международное право: учебник. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова — 2-е изд. г. Москва 2005 г.
2. Закон Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» от 19 июня 1995 года № 2337.
3. Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года № 1017-XII.
4. Комментарий к Гражданскому процессуального кодексу Республики Казахстан. Библиотека Верховного суда Республики Казахстан, 2016 год, город Астана.
5. Кодекс Республики Казахстан «Об Административных правонарушениях» от 05 июля 2014 года № 235-V.
6. Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О судебной практике рассмотрения дел о выдворении иностранцев или лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан» от 13 декабря 2013 года № 4.
7. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан 4-е издание, дополнение и доработанное. ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» Академия правосудия при Верховном суде Республики Казахстан. Алматы, Издательство «Норма — К», 2016 г.
8. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-V.
9. Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) 2020 года. https://zakon.uchet.kz/rus/docs/T2000000005.
10. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03 июля 2014 года № 226-V.
11. Статья судьи суда г. Астана, к.ю.н. М. Омарбекова «Выдворение из страны как крайняя мера» https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32384833&pos=6;-109#pos=6;-109
12. Статья судьи Алматинского районного суда города Астаны Тагажаева А.Б. «Вопросы выдворения иностранцев и лиц без гражданства за пределы Республики Казахстан» https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37520462&pos=3;-53#pos=3;-53
13. Статья председателя Специализированного межрайонного административного суда г. Астаны «Проблемы принудительного выдворения» https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37163216&pos=4;-90#pos=4;-90
14. Ответ Республиканского государственного учреждения «Комитет миграционной службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан» исх. №ЖТ-2025-00520696 от 28.02.2025 года на адвокатский запрос.
15. Закон Республики Казахстан «О беженцах» от 4 декабря 2009 года № 216-IV.
16. Закона Республики Казахстан «О миграции населения» от 22 июля 2011 года № 477-IV.
17. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 5 июля 2014 года № 234-V.
18. База данных судебных актов электронного портала «Судебный кабинет».
[1] Беженец — иностранец, который в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой своей страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или лицо без гражданства, находящееся вне страны своего постоянного места жительства или гражданской принадлежности, которые не могут или не желают вернуться в нее следствие этих опасений.
[2] Подкрепляется положениями Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 3 которого указано:»…Никто не может быть выслан путем индивидуальных или коллективных мер с территории государства, гражданином которого он является».
[3] Статья 13 Международного пакта о гражданских и политических правах. Иностранец, законно находящийся на территории какого-либо из участвующих в настоящем Пакте государств, может быть выслан только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом, и, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, имеет право на представление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом или лицами, специально назначенными компетентной властью, и на то, чтобы быть представленным для этой цели перед этой властью лицом или лицами. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml